(Кармазин Григорий Яковлевич; 1.10.1875, мест. Меджибож Летичевского у. Подольской губ.- 3.12.1937, полигон «Жаналык» близ с. Николаевка (ныне Жетыген Алматинской обл.)), сщмч. (пам. 20 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), еп. Днепропетровский. Род. в семье землемера. По окончании Подольской ДС по 1-му разряду рукоположен 23 авг. 1898 г. во иерея и назначен священником к храму с. Витковцы Каменец-Подольского у. Подольской губ. 21 апр. 1900 г. переведен в храм с. Бандышовка Ямпольского у. той же губернии. В 1902 г. стал полковым священником, служил в разных воинских частях. Во время первой мировой войны за участие в боевых действиях был награжден: 26 марта 1915 г.- орденами св. Анны 3-й и 2-й степени с мечами (в один день), 2 июня того же года - орденом св. Владимира 4-й степени с мечами, 24 марта 1916 г.- золотым крестом на георгиевской ленте. Был дважды ранен (2 марта и 21 июля 1915 г.); после лечения в госпиталях возвращался на фронт. 13 июня 1916 г. возведен в сан протоиерея. С 1918 г. служил священником в разных приходах Киевской епархии.
В 1922 г., после принятия монашества с именем Макарий, хиротонисан экзархом Украины митр. Михаилом (Ермаковым) во епископа Уманского. Пребывал в г. Умани в качестве викария Киевской епархии. После ареста 5 февр. 1923 г. экзарха митр. Михаила и в ночь на 4 апр. того же года - Белоцерковского еп. Димитрия (Вербицкого) и др. находившихся в Киеве викарных епископов за противодействие обновленчеству к М., как к последнему оставшемуся викарию, согласно распоряжению митр. Михаила, сделанному им перед арестом, перешло временное управление Киевской епархией. Прибыв из Умани в Киев, М. в сложной ситуации сумел восстановить втайне от властей церковное управление. Его кафедральным храмом был киевский Малософийский собор (основной храм Св. Софии был захвачен автокефалистами самосвятами - сторонниками В. Липковского), при к-ром под рук. М. организовался сплоченный приход, установивший связи с др. приходами, верными Патриаршей Церкви. По благочиниям создавались орг-ции духовенства и мирян, собирались средства для ссыльных епископов. Вместе с пребывавшим в Киеве на покое еп. бывш. Ананьевским сщмч. Парфением (Брянских) М. совершил негласные хиротонии викарных епископов: Радомысльского Сергия (Куминского), Черкасского Филарета (Линчевского; впосл. архиепископ), Сквирского Афанасия (Молчановского), Вышгородского Феодора (Власова), Хорольского Варлаама (Лазаренко), на которых было возложено управление отдельными частями Киевской епархии, а также приходами ближайших епархий, оставшихся без архипастырского окормления. Как заместитель митр. Михаила (Ермакова), М. пытался выступать и в качестве исполняющего обязанности патриаршего экзарха Украины, однако в апр. 1924 г. патриарх свт. Тихон сообщил в письмах Екатеринославскому архиеп. Иоанникию (Соколовскому), в. у. Харьковской епархией, и Полтавскому архиеп. Григорию (Лисовскому), что юрисдикция М. ограничивается Киевской епархией. В 1923-1924 гг. неск. раз его на короткое время заключали в тюрьму.
В янв. 1925 г. был еще раз арестован и освобожден в кон. того же года. Управлявший Киевской епархией во время заключения М. викарный Богуславский еп. Георгий (Делиев) отказался передавать ему дела, что привело к конфликту между архиереями. Вскоре М. был выслан в Харьков. В дек. 1925 г. вместе с 12 др. укр. архиереями он подписал постановление о лишении сана бывш. Лубенского еп. Феофила Булдовского как инициатора автокефалистского лубенского раскола. В марте 1926 г. вместе с 8 др. архиереями, находившимися в Харькове, М. подписал обращение к заместителю патриаршего местоблюстителя митр. Сергию (Страгородскому; впосл. патриарх Московский и всея Руси) о поддержке его действий против организаторов григорианского раскола. В лит-ре (напр.: Днепропетровская епархия // ПЭ. Т. 15. С. 458, 459) распространено утверждение о назначении М. в кон. 1925 г. управляющим Екатеринославской (с 1926 Днепропетровской) епархией. Однако известно, что еще в марте 1926 г. М. подписывался под документами как епископ Уманский, викарий Киевской епархии (Акты свт. Тихона. С. 444, 446). Видимо, назначение на Днепропетровскую кафедру произошло в более поздний период. Возможно, что М. так и не смог приступить к управлению епархией.
В нач. 1927 г. М. был приговорен к 3 годам ссылки в Сибирь. Отбывал срок в Горно-Шорском р-не Сибирского края. По возвращении из ссылки в 1930 г. проживал на покое в г. Вязьме Западной обл. В нояб. 1933 г. переехал в Кострому, где жил в пригороде Селище, служил на своей квартире молебны и панихиды. В лит-ре часто указывается на принадлежность М. к «непоминающим» - церковной оппозиции митр. Сергию, взявшему курс на достижение соглашения с советскими властями. Как архиерей, пребывавший на покое, М. действительно не проводил храмовые богослужения с поминовением заместителя патриаршего местоблюстителя, однако сведения о его оппозиции митр. Сергию и тем более об участии в структурах т. н. Истинно православной Церкви (см. в ст. Истинно православные христиане) присутствуют только в материалах следственного дела НКВД, имевшего явные признаки фальсификации. Напротив, известно, что в Костроме М. ежедневно посещал храм во имя мч. Александра и мц. Антонины в Селище, где за богослужением поминали митр. Сергия, был дружен с настоятелем этой церкви прот. Павлом Острогским, чего нельзя было бы ожидать от деятеля оппозиционного церковного движения.
30 сент. 1934 г. М. был задержан правоохранительными органами в поезде Кострома - Москва, при аресте у него был изъят билет до Харькова. Был помещен во внутреннюю тюрьму в Иванове (в то время Кострома входила в состав Ивановской промышленной обл.). Проходил по одному делу с прот. Павлом Острогским. М. обвиняли в том, что он был «идеологом Православной Церкви», организовывал «реакционно-враждебную часть церковников» для «активной борьбы с советской властью», поддерживал «в контрреволюционных целях» связи с единомышленниками из числа ссыльного духовенства, устроил у себя на квартире тайную домашнюю церковь и проводил там богослужения и «антисоветские сборища». 17 марта 1935 г. приговорен особым совещанием при НКВД СССР к 5 годам ссылки в Казахстан.
Отбывал ссылку на ст. Уштобе Туркестано-Сибирской магистрали (ныне г. Уштобе Каратальского р-на Алматинской обл., Казахстан). Приобрел дом, где предоставлял жилье и др. ссыльным. С февр. 1937 г. вместе с М. проживал Симферопольский еп. Порфирий (Гулевич). Ссыльные архиереи совершали у себя на дому богослужения, принимали желающих получить духовные наставления. 20 нояб. 1937 г. М. и еп. Порфирий были арестованы и перевезены в Алма-Ату, где их заключили в тюрьму. М. не признал предъявленных ему обвинений в «антисоветской деятельности и пропаганде», в «группировании вокруг себя контрреволюционного элемента». Казнен по приговору Особой тройки УНКВД по Алма-Атинской обл. от 1 дек. 1937 г., погребен в безвестной могиле на полигоне НКВД «Жаналык», в 40 км от Алматы (Алма-Аты).
Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г.